Рус Бел Eng

Диалоговая площадка, посвященная развитию системы образования, состоялась 12 ноября в Ленинском районе.

К участию в дискуссии были приглашены депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, директора учреждений образования, педагоги и представители родительской общественности. На повестке дня — перспективы развития белорусского образования, новые методы и формы воспитания подрастающего поколения, укрепление диалога между родителями и школой, повышение престижа учительского труда. Были также высказаны мнения по поводу изменения правил приема в вузы, проведения единого национального экзамена.

 Проблемное поле:

✔️учитель - главная фигура в образовании, роль примера педагога в воспитании,

✔️ответственность семьи и школы в воспитании,

✔️изменение статуса и целесообразность новой формы и содержания экзаменов за курс базовой и средней школы,

✔️социальная поддержка педагога и реальные шаги в повышении престижа профессии учителя.

Начальник управления по образованию администрации Ленинского района Наталья Кучинская поприветствовала участников дискуссионной площадки и призвала педагогов и экспертов высказывать свою позицию, отметив, что только в конструктивном диалоге можно найти решение проблем.

Модератором встречи выступила директор гимназии № 1 имени Ф. Скорины Наталия Бушная.

 Какое образование получат наши дети, таким будет будущее страны и каждого из нас. К сожалению, мы являемся свидетелями того, что мировая цивилизация в своей стремительной гонке за прогрессом теряет нечто важное и значимое. Мы видим, как трансформируются общечеловеческие ценности, как наше молодое поколение погружено в информационные потоки, которые мы не можем никак ограничить. Нередки случаи, когда дети больше доверяют той информации, которую отыскали в Интернете, нежели мнению взрослых, как родителей, так и педагогов. Каким должно быть наше образование, чтобы оно могло отвечать этим цивилизационным вызовам XXI века? — обратилась к участникам дискуссии директор гимназии.  Мы видим молодых людей, образованных, здоровых, но не умеющих оценить вклад поколений, благодаря которым их жизнь безопасная и обеспеченная.

Н. Бушная предложила коллегам обсудить значение воспитания в образовательном процессе. Сегодня эта составляющая работы школы выходит на передний план, что характерно не только для нашей страны. Директор СШ № 118 Николай Кныш поделился опытом работы своего учреждения в этом направлении. Он говорил о развитии детского лидерства, классного самоуправления, взаимодействия с различными организациями — пионерской, БРСМ и т. д. Правда, усилий одних лишь педагогов для достижения цели недостаточно. В первую очередь ребенок учится тому, что видит у себя дома. Участник дискуссии заметил, что в обществе есть некоторые проблемы на уровне семейного воспитания.

Учитель русского языка и литературы гимназии № 1 Людмила Кушнерева высказала свою точку зрения:

— С нравственным просвещением в школе все хорошо: проводятся классные часы и часы информирования, введены предметы гуманитарного цикла. Но слова должны переходить в поступки. И во многом это все же зависит от учителя. 45 минут урока — это маленькая жизнь, где у каждого ребенка своя роль. И во время занятия нужно формировать положительную и доброжелательную атмосферу. Если ученик сорвался, не подготовился, не акцентировать на этом внимание, а видеть в нем хорошее, относиться к нему как к совестливому, понимающему. Дети видят доброе, человечное отношение педагога и сами становятся другими. Правило «влияние личности на личность» на нас, учителей, распространяется в первую очередь. На уроке нет места грубости, хамству, пренебрежению. Наставник — это выдержка и спокойствие, — заметила Л. Кушнерева.

Поучаствовал в обсуждении и главный врач 1-й клинической больницы Дмитрий Шевцов. Однако в этот раз он выступил не в роли руководителя учреждения здравоохранения, а как представитель родительского сообщества, ведь воспитывает школьника.

 Важна роль классного руководителя. В нашем случае дети доверяют нашему учителю, она выступает для них другом. Но понимаю, ведь не везде так сложилось. Считаю, не надо сбрасывать со счетов психологическую подготовку классных руководителей, курсы по НЛП. Как учитель говорит, какие посылы дает, так дети и идут, — сказал Д. Шевцов.

Как заметила Н. Бушная, курсовая подготовка педагогов в Минске находится на высоком уровне, однако согласилась, что именно классные руководители порой в своей работе испытывают трудности. Участники дискуссии оказались в этом вопросе солидарны — необходимо усиливать подготовку этой категории учителей, устраивая семинары и тренинги, делая акцент на знание детской и подростковой психологии.

На диалоговой площадке была затронута и тема доступности высшего образования. С одной стороны, это положительный момент, ведь является показателем интеллектуального потенциала общества. С другой — эта доступность позволяет с легкостью получать диплом вуза, не прикладывая больших усилий. Ценность обладания студенческим билетом нивелируется. Участники дискуссии высказали мнения, каким видят правила приема в вузы, есть ли необходимость в проведении итоговой школьной аттестации.

егодня на третьей ступени общего среднего образования функционируют как базовые, так и профильные классы. Чтобы перейти в последний, необходимо иметь за курс базовой школы средний балл не менее 6, а по профильным предметам — не менее 7. Но это, по мнению педагогов, очень низкий порог для тех детей, которые выбирают свое направление осознанно и будут изучать предметы на повышенном уровне. А в 10-е базовые классы и вовсе принимают всех учеников, даже если у них отметки низкие и отсутствует мотивация к обучению. Предложение от наставников — ввести пороговые баллы для поступления на третью ступень общего среднего образования.

Учитель истории Лицея № 2 Федор Родионов отметил необходимость введения при поступлении в вуз внутреннего испытания. По его мнению, централизованное тестирование поставило барьер между педагогом и учеником, преподавателем вуза и абитуриентом, поэтому нельзя убирать из системы образования устный экзамен.

 Они нужны, чтобы развивались различные системы, а мы работали наперед, видели на местах существующие проблемы, — подчеркнул заместитель главы администрации Ленинского района Виктор Довнар.  Но абсолютно правильно было подчеркнуто участниками дискуссии — все начинается с личности педагога.

Все прозвучавшие предложения будут направлены в ЦК отраслевого профсоюза, в Постоянную комиссию по образованию, культуре и науке Палаты Представителей.

https://minsknews.by/desyatye-klassy-ne-dlya-vseh-vospitaniyu-osobaya-rol-v-leninskom-rajone-obsuzhdali-razvitie-obrazovaniya/