Рус Бел Eng

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

(+375 17) 379-52-13 (приёмная)

len.glav@minsk.gov.by (не для электронных обращений)

Седач Наталья Александровна, врач-психотерапевт учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии»

Каждый человек рано или поздно сталкивается в своей жизни с потерями. Это может быть развод, расставание с любимым человеком, увольнение с работы, тяжёлая болезнь, утрата старых смыслов своего существования, и, безусловно, смерть близких людей.

Кажется, что мир рушится, земля уходит из-под ног, возникают вопросы: «За что мне это? Почему со мной это случилось? Зачем жить дальше?»  Тогда мы говорим, что человек проживает горе. Основным ядром психологического переживания горя является именно утрата.

Мы живем в мире, где всё когда-то заканчивается. Это данность нашего бытия. Люди умирают, отношения заканчиваются, что-то теряется. И для нормального человека естественно на утрату как-то реагировать. Было бы очень странно, если бы человек, потеряв кого-то близкого, не страдал. В нас заложен этот механизм переживания потери. Для того чтобы человек «правильно» и не разрушительно для себя пережил горе, он должен понимать, что само горе и его страдание в нем – это нормально, это тоже часть жизни.

Существуют понятия нормального горя и патологического горя. Патологическая форма горевания – это «застревание» на какой-либо из стадий. Поэтому важно обращаться к специалистам-психологам, психотерапевтам за помощью в проживании горя.

Основные этапы горевания

Традиционно выделяется 4 основных этапа процесса горевания.

Первый этап называется «шок» или «оцепенение», когда человек узнает о своей утрате. Такая первая реакция выступает в качестве защиты организма, чтобы весь ужас случившегося сразу не обрушился на психику и не раздавил ее. Этот этап самый короткий, он длится от нескольких минут до нескольких дней, как правило, до 9 дней. В этот период сознание "отказывается" верить. Человек либо находится в ступоре, просто застывает, у него отсутствует мимика и слезы (замороженное состояние), либо, наоборот, человек начинает очень активно действовать. Чаще всего это организационная работа по похоронам или какая-то другая кипучая деятельность, которая скрывает за собой пока еще непроявленное переживание. Оно удерживается этой активностью и пока не вышло наружу. На первом этапе мы еще не можем говорить про какое-то осознание утраты. Человек головой понимает, что что-то случилось, но внутри пока еще признания нет. На этом этапе важно не принимать никаких важных решений, просто понимать, что это состояние, скорее всего, долго не продлится. В этот период важно не оставаться одному, важно присутствие другого рядом.

Потом начинается следующий этап — «отрицание» или «отстранение». Это этап, который в норме длится до 40 дней. Чаще всего на данном этапе человек говорит такие слова: «Я не могу в это поверить, такого не должно было произойти, это не могло случиться». Это период, когда не хочется и невозможно пока признать тот факт, что утрата случилась.

В этот период с человеком может происходить следующее: слабость, истощение сил, нарушения сна (бессонница или сонливость), невозможность выполнять привычные дела, ожидание, что умерший близкий человек вернется.

Следующий этап – это этап признания и боли. И это самый тяжелый процесс во всем горевании. Тут начинается самое большое страдание, когда ты признаешь, что утрата есть, она реальна, как-то пытаешься ужиться со своей ситуацией, со своей новой жизнью. В этот период человек может страдать от целой гаммы чувств: обида, вина, стыд, душевная боль и др. Чаще всего именно на этом этапе могут проявиться агрессия (как против себя, так и против других), может развиться депрессивное состояние и др. Считается, что при реакции горя происходит переживание разрушенного внешнего мира, а при депрессии-переживания разрушенного внутреннего мира. Неправильное проживание горя приводит к депрессии. В случае запоздалого распознания, здесь депрессия может привести как к суициду явному, так и скрытому, в народе именуемого «смертельная тоска».

Процесс признания и боли длиться от 3 до 6 мес.  Хотя всё -индивидуально. Это может быть и год, когда человек движется на пути к признанию ситуации и уже вроде бы старается признать, но его снова откатывает в нежелание отпускать своего близкого человека. Это самый тяжелый период в процессе горевания, и от него больше всего люди хотят избавиться. И часто говорят, что раньше, когда не верил в потерю, было легче жить, легче думать, что он жив, но это иллюзия и не имеет ничего общего с реальностью. И вот тут мы понимаем, что либо мы страдаем и остаемся в реальности, и тем самым имеем шанс идти дальше в этой жизни, либо мы остаемся в иллюзии и тоже страдаем.

Вообще любой переход на следующий этап может быть только при одном условии: если ты его прожил. Чтобы что-то пережить, нужно это переживать: чтобы отгоревать, нужно горевать. Других вариантов нет. Часто своё горе люди хотят заглушить, избавиться от него побыстрее, но это не способствует хорошему переживанию утраты. То, что заглушается, остается внутри и в каком-то виде живет. При нормальном переживании горя, когда человек бережно к себе относится, боль потихоньку должна уходить.

Человек в страдании находится без сил, и поэтому, важно бережно к себе отнестись. В этот период важно к себе относиться как заботливая мать к ребёнку. Если хочется поспать – позволять себе поспать. Хочется полениться-дать себе такую возможность и не ругать себя за лень. Заботливая мать всегда скажет: «Я рядом, я с тобой». Такая бережность к себе как раз эти силы восстанавливает.

И если Вы прошли через всю свою боль, наступает четвертая стадия – принятия и возрождения.

Это время, когда человек не просто признает тот факт, что утрата случилась, но говорит себе: «Это случилось в моей жизни, и я иду дальше».

Когда вопросы «почему?» и «за что?» меняются на вопросы «Как мне жить дальше? Как я могу жить по-новому?»  — это признак смены своей собственной позиции по отношению к своей утрате: с одной стороны, утрате придается смысл и ценность, а с другой – так появляется возможность оставить свое горе в прошлом и, отпустив, жить дальше. Человек выстраивает жизнь и принимает новую картину жизни.

Горе – это не рациональный процесс. Страдание – это область чувств. Можно себя убеждать, и голова будет все прекрасно понимать, но страдание от этого никуда не денется. Проскочить через все эти этапы невозможно, возможно только сделать вид, что их нет. Они тогда поселятся внутри и будут жить с человеком – например, в виде психосоматических проявлений.

Любому человеку вообще в жизни, а особенно в тяжелые моменты, нужно принятие, понимание, сочувствие, уважение к своим чувствам, надежное плечо, куда можно просто уткнуться.

Важно помнить, что во время горевания слёзы являются одним из важнейших способов выражения эмоций. Плакать обязательно надо несмотря на то, что очень часто принято говорить: «Возьми себя в руки, перестань плакать, слезами горю не поможешь», «Мальчики не плачут». Плача, человек выпускает из себя боль. И если говорить о том, как помогать, то прежде всего – дать право человеку на его переживания. И дать этим переживаниям быть. Не стоит утешать человека, говоря, что все в порядке. Когда вы говорите страдающему человеку, что все в порядке, вы этим будто отрицаете его страдание. Важнее сказать: «Я понимаю, как тебе сейчас больно. Я чувствую твою боль», «Поплачь, а я побуду рядом».  И тем самым вы придаете ценность страданию, а, следовательно, и утрате. Будьте терпеливы – любой человек имеет право на переживание в своем темпе, со своей скоростью. Не подгоняйте, не торопите его. Есть еще и оборотная сторона помощи: важно понимать, что насильно помогать не надо, помнить о мере и о границах между настойчивостью и навязчивостью.

В зависимости от тяжести утраты, обычно считается, что первый год – это все процессы горевания, а второй год – это плавные откаты и возвращения. Здесь проявляется «синдром годовщины». Можно ожидать кризиса в любой момент, особенно в значимые даты: всплеск боли, горя, вины (за то, что живу, радуюсь жизни). В середине второго года происходит последний всплеск. К концу второго года появляются светлая печаль, новый тип отношений с умершим. У кого-то это может случиться быстрее, у кого-то чуть дольше

И, в завершении, хочу сказать, что понимание, что все проходит, и горе тоже- также дает силы преодолеть горе.  Поэтому важно помнить и напоминать себе: «Я сейчас переживаю горе, и страдать в это время – нормально»; «Я не всегда буду чувствовать себя так, как сейчас». Страдание и горе не убивают человека. Это тяжело, но это можно пережить.

Контактный телефон 288 80 42.