Рус Бел Eng

В связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 «О поддержке экономики» (далее – Указ) для индивидуальных предпринимателей в части налогообложения предусмотрены следующие меры поддержки.

Индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) вправе перейти в 2020 году на иные режимы налогообложения.

В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2 Указа индивидуальные предприниматели, уплатившие в 2020 году единый налог, вправе в отношении видов деятельности, являющихся объектом налогообложения единым налогом, перейти с 1-го числа календарного месяца 2020 года на иной порядок налогообложения с соблюдением условий его применения.

Условия перехода.

Воспользоваться вышеуказанным правом могут индивидуальные предприниматели, уплатившие в 2020 году единый налог. Такие плательщики могут воспользоваться указанным правом независимо от основного вида осуществляемой экономической деятельности.

С системы уплаты единого налога индивидуальный предприниматель вправе перейти на общий порядок налогообложения или на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН). Такой переход может быть осуществлен с 1-го числа календарного месяца 2020 года. Принимая во внимание, что Указ вступил в силу с 26.04.2020 и действие пункта 2 Указа распространяется на отношения, возникшие с 01.04.2020, переход на общий порядок налогообложения может быть осуществлен, начиная с 1 апреля 2020 года, переход на УСН с учетом положений части второй подпункта 2.7 пункта 2 Указа – начиная с 1 мая 2020 года.

Порядок перехода.

Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти в 2020 году на применение УСН должны с 1-го по 20-е число календарного месяца, с которого они начинают применение в 2020 году упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет по установленной форме уведомление о переходе на УСН с указанием даты такого перехода.

Справочно: Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 3 января 2019 № 2 (приложение 36).

Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти в 2020 году на применение общего порядка налогообложения, в установленные законодательством сроки представляют налоговые декларации (расчеты) по подоходному налогу с физических лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально) (далее – налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу), а также по иным налогам, плательщиками которых они признаются.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие в 2020 году на иной порядок налогообложения, вносят необходимые изменения и (или) дополнения в налоговые декларации (расчеты) по единому налогу за отчетный квартал 2020 года, в котором осуществлен такой переход.

Проведение зачета или возврата единого налога.

Подпунктом 2.8 пункта 2 Указа для целей проведения зачета или возврата единого налога индивидуальным предпринимателям в 2020 году в связи с временным неосуществлением предпринимательской деятельности продолжительность временного неосуществления деятельности индивидуального предпринимателя, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта может превышать 30 календарных дней.

Условия проведения зачета или возврата.

Сумма единого налога, подлежащая зачету или возврату, определяется индивидуальными предпринимателями самостоятельно в налоговой декларации (расчете) по единому налогу на основании уведомления индивидуального предпринимателя, подаваемого в налоговый орган не позднее дня, предшествующего дню временного неосуществления деятельности индивидуального предпринимателя, торгового объекта, объекта общественного питания, обслуживающего объекта (подпункт 1.5 пункта 1 и пункт 2 статьи 344 Налогового кодекса).

Справочно: Сумма единого налога, подлежащая зачету или возврату, определяется путем умножения уплаченной за один месяц (дни месяца) суммы этого налога на отношение количества дней, в течение которых деятельность не осуществлялась к количеству дней месяца, за которые был уплачен единый налог.

Зачет или возврат единого налога не производятся при установлении налоговыми органами фактов реализации товаров (работ, услуг) плательщиком в период действия обстоятельств, являющихся основанием для его зачета или возврата (пункт 3 статьи 344 Налогового кодекса).

 Учет при налогообложении затрат на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.

В соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Указа затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в том числе ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Министерством здравоохранения, включаются индивидуальными предпринимателями в состав внереализационных расходов.

Министерством здравоохранения в настоящее время ведется разработка такого перечня.

После его принятия Министерством по налогам и сборам будут подготовлены дополнительные разъяснения по данному вопросу.