Рус Бел Eng

Конституцией Республики Беларусь закреплено право работающих на здоровые и безопасные условия труда (ст.41), а на нанимателя законодательством о труде  возложена обязанность по обеспечению охраны труда, в том числе обеспечение здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте (ст.55 и ст.226 ТК).

Работодатель должен знать:

  • виды санкций за нарушения в области охраны труда;
  • как предусмотреть человеческий фактор и исключить ошибочные действия работников, которые  могут привести к крайне негативным последствиям;
  • какие правовые меры можно применить к нарушителям правил и норм по охране труда;
  • когда можно и нужно прибегнуть к крайней мере воздействия на нарушителя – увольнению.

Типичные нарушения в сфере охраны труда.

1. Не проведение инструктажа по охране труда.

Наниматель обязан провести вводный инструктаж при приеме на работу (п.4 части первой ст. 54 ТК).

Сюда же можно отнести такие нарушения, также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вышеперечисленные нарушения могут повлечь для организации следующие последствия:

  • нарушение работниками требований охраны труда, невыполнение требований техники безопасности;
  • внеплановую проверку соблюдения правил и норм по охране труда (Департамент государственной инспекции труда) ;
  • предписание государственного инспектора труда об устранении выявленных нарушений;
  • административную ответственность, предусмотренную ст. 9.17 Кодекса РБ об административных правонарушениях «Нарушение правил по охране труда»;
  • несчастный случай на производстве;
  • специальное расследование;
  • судебное разбирательство с пострадавшим либо с членами его семьи.

2. Нарушение режима труда и отдыха работников.

Режим труда и отдыха работников, устанавливается законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (п.4 части первой ст. 226 ТК).

Режим труда и отдыха определяет продолжительность работы и рациональное чередование периодов работы (трудовой деятельности) и перерывов для отдыха. Организация с учетом производственного процесса и категории работников определят режим труда и отдыха на конкретном рабочем месте. Не соблюдение работниками режима труда и отдыха способствуют увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Трудовой договор, заключаемый с работниками, должен содержать в качестве обязательных условия о режиме труда и отдыха работников (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя) (ст. 19 ТК).

Наниматель, а также виновные должностные лица, при выявлении данного  вида нарушения привлекаются к административной ответственности   виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин («Нарушение законодательства о труде» ст. 9.19 КоАП).

3. Необеспечение работников спецодеждой и средствами защиты.

Обеспечение работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ, организация надлежащего хранения и ухода за этими средствами - обязанность нанимателя при организации труда работников (п. 8 ст. 55 ТК).

Выполнение некоторых трудовых функций требует использования работниками средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ). Именно на работодателя возложена обязанность приобретать за счет собственных средств и обеспечивать работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством порядке, в соответствии с установленными нормами.

На работника возложена обязанность по соблюдению установленных НПА требований по охране труда и безопасному ведению работ, использованию  средств индивидуальной защиты. Данная обязанность должна неукоснительно выполняться работниками занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Наниматель же обязан контролировать применение работниками СИЗ и не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника не использующего требуемые СИЗ, обеспечивающие безопасность труда (п. 3 часть вторая ст. 49 ТК).

4. Допуск сотрудников к работе без обязательного медосмотра.

Обязанность нанимателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров и  медосвидетельствования, предусмотрена  постановлением Министерства здравоохранения  Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих», ст. 228 ТК, ст. 27 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда). Помимо вышеперечисленного, работающие на работах с повышенной опасностью, должны проходить предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (часть третья ст. 27 Закона об охране труда).

Нарушения подобных требований грозят нанимателю:

  • травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.

5. Не проведение аттестации рабочих мест.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. В соответствии с законодательством наниматель обеспечивает проведение аттестации рабочих мест по условиям труда на рабочих местах, на которых работник занят с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). 

Не проведение аттестации рабочих мест по условиям труда грозит нанимателю:

  • предписанием государственного контролирующего надзорного органа;
  • административной ответственностью при установлении нарушения;
  • иском в суд по инициативе государственного контролирующего надзорного органа

6. Невыполнение требований по расследованию несчастных случаев на производстве.

Как правило, нарушения и ошибки при проведении расследований несчастных случаев на производстве возникают по причине незнания порядка действий, которые организация (наниматель) должен предпринять при наступлении несчастного случая на производстве. К наиболее частым ошибкам и нарушением можно отнести: не соблюдение сроков оповещения о факте несчастного случая органов, указанных в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (в ред. от 29.08.2019) (далее – Правила); оповещение о несчастном случае на производстве не всех органов и организаций указанных в Правилах.

Между тем такое нарушение требования по оповещению о несчастном случае и его расследованию может быть расценено как сокрытие несчастного случая работодателем, что влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - от 50 до 100 базовых величин.

7. Отсутствие службы охраны труда, специалиста по охране труда.

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку (ст. 227 ТК). Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников (часть восьмая ст. 20 Закона об охране труда). Нарушителями чаще всего здесь выступают небольшие предприятия.