Рус Бел Eng

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

(+375 17) 379-52-13 (приёмная)

len.glav@minsk.gov.by (не для электронных обращений)

Порядок предоставления электронных документов в налоговые органы

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2019 № 6 (далее – постановление № 6), вступившим в силу с 21 февраля 2019 г., утверждена новая Инструкция о порядке представления в налоговые органы электронных документов.

С указанной даты она сменила Инструкцию о порядке представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет, а также иных документов в виде электронного документа, утв. постановлением МНС от 29.02.2012 № 7. При этом существенно уточнен порядок представления (направления), приема и обработки налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в бюджет (далее – налоговая декларация), а также иных документов в виде электронного документа (далее – ЭД).

В частности, новая Инструкция регламентирует представление плательщиком в налоговый орган в виде ЭД:

  • налоговых деклараций по установленным форматам;
  • документов по установленным форматам, обязанность представления которых установлена законодательством и международными договорами;
  • иных документов и (или) информации в форме сообщения в свободном формате.

Кроме того, Инструкция регулирует порядок направления налоговым органом плательщику в виде ЭД:

  • подтверждений портала о приеме налоговой декларации и прилагаемых к ней документов;
  • подтверждений портала о приеме документа;
  • подтверждений о приеме налоговой декларации без ошибок и о ее приеме с ошибками (для каждого из них в Инструкции предусмотрена своя форма);
  • документов по установленным форматам, обязанность представления которых установлена законодательством и международными договорами;
  • иных документов и (или) информации в форме сообщения в свободном формате.

Установлено, что плательщик имеет право применить один из трех способов создания и передачи ЭД в налоговые органы:

  1. с использованием специализированного программного обеспечения, разработанного МНС и размещенного на портале МНС, которое для этого должно быть установлено на компьютере плательщика;
  2. через личный кабинет плательщика;
  3. путем направления на портал МНС специального xml-файла, подготовленного автоматизированным способом в учетной бухгалтерской программе либо иной информационной системе плательщика.

При составлении налоговой декларации с использованием перечисленных способов проводится (с использованием программных и технических средств) предварительный этап камеральной проверки, предусмотренный статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь. И если плательщик, составляя налоговую декларацию, допустил несоблюдение порядка ее заполнения, формируется перечень ошибок, которые необходимо исправить. Только после этого плательщик должен направить налоговую декларацию на портал МНС.

В свою очередь, все поступившие на портал МНС ЭД проходят этап форматно-логического контроля. После этого плательщику направляется подтверждение портала, подписанное электронной цифровой подписью МНС, о приеме налоговой декларации и прилагаемых к ней документов, либо без ошибок (когда они на этом этапе не были обнаружены), либо с ошибками. Во втором случае плательщику направляется сообщение в его личный кабинет о необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговую декларацию и (или) представлении пояснений.

Если налоговая декларация или иной «обязательный» документ поступили на портал МНС в виде, не соответствующем установленному формату, они не рассматриваются как налоговая декларация или иной документ плательщика. Таким образом, без получения подтверждения портала о получении налоговой декларации и прилагаемых к ней документов (пусть и с ошибками), плательщик не должен считать, что он подал налоговую декларацию в срок.